<
Дневник губернатора
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы

 код для блога  А.СОЛОМИН: 15:35, это радио «Эхо Москвы», Ирина Меркулова, Алексей Соломин представляют программу «Дневной разворот», и сейчас у нас рубрика «Дневник губернатора». К нам присоединяется Никита Белых, губернатор Кировской области, из кировской студии «Эха Москвы». Никита Юрьевич, добрый день! Н.БЕЛЫХ: Добрый день. А.СОЛОМИН: Начать хотелось вот с какой темы: на этой неделе Президент России Владимир Путин предложил обсудить эффективность выделения земельных участков для многодетных семей. Они использовалась как мер поддержки, и сейчас заговорили о том, что, возможно, это работает не так, как хотелось бы. Или не дает того результата, насколько я понимаю. Да? Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к тем мерам, которые все-таки применялись какое-то время, и следует ли, действительно, их пересматривать? Н.БЕЛЫХ: Ну, начнем с того, что Кировская область была отмечена Министерством регионального развития как один из лучших регионов, где в части работы по выделению земельных участков многодетным семьям, то есть, у нас, если говорить про 2012 год, выделено 1318 земельных участков, это 49% от заявившихся многодетных семей. То есть выше нас результаты только республики Хакассии и Камчатского края. То есть, есть регионы, где и менее 1% удовлетворено, а есть регионы, куда относится и такой субъект федерации как город Москва, где по разным причинам эта работа не начата вообще. Ну, или там, не проведена. Значит, что касается эффективности этой меры, то, надо, как мне кажется, для себя определиться с тем – это мера какая? То есть, это мера социальная или это мера, стимулирующая к чему-то? Она сейчас скорее мера социальная. То есть, по сути дела, те земельные участки, которые выделяются, они не рассматриваются большинством многодетных семей как место, где они собираются строить себе жилье, улучшать жилищные условия. А рассматривается как некий объект для дальнейшей продажи с целью выручения из этого определенных денег, которые, наверное, в общем, должны пойти на семью. И.МЕРКУЛОВА: А это позволительно? Это можно сделать? Н.БЕЛЫХ: Увы – да. То есть, потому что мы же передаем землю в собственность, то есть мы передаем не в аренду, соответственно, если передаешь землю собственность, то дальше собственник вправе любые действия осуществлять с этой землей, потому что никто не может ограничить его права как собственника земли. И если говорить по стране, я думаю, что Кировская область в этом плане достаточно репрезентативный регион, вот из 1318 участков, которые в 2012 году были получены, только на 98 из них, то есть меньше 10%, получается, была начата работа по получению разрешения на строительство. Это, правда, не означает, что это конечная цифра, понятно, что, может быть, кто-то через год примет решение строиться, кто-то – через два, но, мне кажется, очевидно, что большая часть этих земельных участков, она, скорее всего, окажется на вторичном рынке, и, причем, на рынке таком, не очень организованном, что приведет к резким колебаниям в сторону снижения цен на землю, что ухудшит ситуацию в муниципальных образованиях, поскольку снизит у них стоимость земли, и, соответственно, снизит доходы бюджета, которые они получают от продажи земельных участков. И.МЕРКУЛОВА: Никита Юрьевич, ну, вот сразу возникает вопрос, наверное, можно объяснить действия этих людей. Не знаю, как у вас в Кировской области, в Московской области построить дом, это, знаете, не каждому по силам. В плане финансов. Н.БЕЛЫХ: Нет, вот именно поэтому, когда я констатирую этот факт и называю какие-то цифры, я специально не придаю какого-то эмоционального окраса, ах, они плохие, или наоборот – хорошие, я просто говорю, что надо понимать, что в сегодняшнем виде эта мера носит не стимулирующий характер, то есть, во всяком случае, с точки зрения развития жилищного строительства, пользы, скажем так, не очень много, не скажу, что ее нет совсем, но ее не очень много, а если рассматривать как меру, которая позволяет многодетным семьям выручить какую-то денежку, то это, конечно, плюс, хотя тогда не совсем понятно, а чем многодетная семья, проживающая, допустим, в Арбажском районе Кировской области, отличается от многодетной семьи, проживающей в Московской области? Вроде бы формально – ничем, но с точки зрения поддержки. Которую они получают от государства, кратно цифры отличаются, поскольку стоимость земли в Арбажском районе и стоимость земли в Одинцовском районе Московской области, она отличается не в разы… И.МЕРКУЛОВА: Вы же сами сказали, что в Московской области, там даже и не начинали? Н.БЕЛЫХ: В Москве. И.МЕРКУЛОВА: В Москве. Н.БЕЛЫХ: В городе Москве. И.МЕРКУЛОВА: А в Московской области программа… Н.БЕЛЫХ: У меня таких данных нет, я в данном случае, по сути дела, процитировал некий (НРЗБ) Министерства регионального развития, где они отмечают лучшие регионы, в которых эта работа поставлена, и помимо Кировской области там и Татарстан, и Краснодарский край, и Красноярский край, и Башкортостан, как я уже сказал, республика Хакассия, ну и есть регион, где по разным причинам эта работа идет значительно медленнее. Так вот, теперь, собственно, возвращаясь к теме, и, может быть, несколько соображений по поводу того, а что делать-то? А.СОЛОМИН: Сейчас, подождите! Тогда я уточню. Никита Юрьевич, а у них законодательная возможность есть реализовать эту землю? У них не как с материнским капиталом, который можно вложить только в улучшение жилищных условий? Н.БЕЛЫХ: Нет, здесь никаких ограничений нет, и эта земля может реализовываться без каких-либо обременений и ограничений. А.СОЛОМИН: Понятно. Просто – уточнить. Н.БЕЛЫХ: Это вот, кстати, например, мы в Кировской области помимо вот этой меры поддержки, которая является обязательной, и которая была определена еще одном из посланий Президента, по-моему, 2010-го года, если я не ошибаюсь, по выделению земли, мы у себя еще ввели такую форму как выделение леса для строительства многодетным семьям. Но там мы, поскольку здесь иные отношения, а не отношения собственности, мы целевой характер предусмотрели, и поэтому там количество семей, которые имеют право этим воспользоваться, оно на порядки меньше, потому что этот лес может использоваться только на нужды строительства собственного дома. И.МЕРКУЛОВА: Никита Юрьевич, можно еще выделить болото для осушения, но скажите, пожалуйста, почему нельзя просто дать квартиру людям многодетным? Зачем весь этот огород? Это же для улучшения жилищных условий делается, да? Н.БЕЛЫХ: Так, вот, я еще раз говорю – давайте определимся, что мы делаем. Потому что если мы говорим про стимулирование и улучшение жилищных условий, тогда мы действительно должны… И.МЕРКУЛОВА: Вот, разработана мера по улучшению жилищных условий для семей и 3 и более детьми. Это вот майский указ Путина. Н.БЕЛЫХ: Мы сейчас не про майские указы говорим, мы сейчас говорим про те решения, которые были приняты еще в 11-ом году и начли реализовываться в 12-ом, до этих майских указов, то есть, выделение земельных участков, оно шло на основании совершенно других нормативно-правовых актов, в том числе – внесении изменений в Земельный кодекс. Так вот. Как раз сейчас и идет некое осмысление эффективности этой меры, которая есть сейчас, и, в том числе, предложения, которые сейчас звучат, они и касаются того, что, может быть, не вместо, а помимо и в качестве альтернативы этой меры, которая есть, предложить многодетным семьям механизмы, позволяющие улучшить жилищные условия. В частности – рассмотреть вопросы, связанные с каким-то суперльготным ипотечным кредитованием, допустим, для многодетных семей, процентную ставку по которому, допустим, субсидировал бы бюджет. В этом случае, в чем плюсы ипотечного кредитования, в том, что эти деньги точно уж были целевые, то есть, государство бы знало, что эти денежные средства идут на приобретение или расширение жилой площади для многодетной семьи. Потому что куда семья потратит деньги, которые она выручила от продажи земельного участка, это большой вопрос. То есть, потратит она их на улучшение своих жилищных условий ли на приобретение спиртного, тут проконтролировать никто не в состоянии. А вот ипотечные кредиты и иные целевые механизмы, они в этом плане являются более удобно администрируемыми. А.СОЛОМИН: То есть, государство, грубо говоря, берет на себя не обязанность, а делает возможность людям покупать жилье в рассрочку беспроцентную, и выплачивать… Н.БЕЛЫХ: Леш, Леш, это, еще раз говорю, сейчас идет пока обсуждение… А.СОЛОМИН: Ну, да, идея… Н.БЕЛЫХ: В частности та идея, о которой я говорю, она была высказана полпредом в Приволжском федеральном округе, Михаилом Викторовичем Бабичем, на встрече с Президентом кА раз на основе тех данных, которые наш федеральный округ собирал по регионам федерального округа, то есть, вот это вот предложение было озвучено именно как предложение, прозвучавшее от 14 регионов, которые входят в ПФО. И.МЕРКУЛОВА: Айрат нам пишет, что многодетным из Казани пытались дать землю в районе, где, видимо, захораниваются ядерные отходы. Вот как в Кировской области с этим обстоят дела? Н.БЕЛЫХ: Знаете, проблема заключается в том, что в соответствии с нормативно-правовыми актами земля предоставляется в том муниципальном образовании, где прописана многодетная семья. Поэтому, даже если мы говорим про Кировскую область, не самый лидер по цене земли, по развитию земельного рынка, то очевидно, что проблема с предоставлением земли в каком-то сельском районе и проблема предоставления земли в областном центре, это суть две разные проблемы. Поэтому, например, почему мы говорим, например, 1318 земельных участков выдано, это 49% от всех желающих, тех, кто заявки подали. Подавляющее большинство, 90% из нереализованных заявок, это как раз заявки, которые приходятся на областной центр. То есть, как раз в районных центрах эти задачи выполнены на 99%. Все, кто хотели землю получить – получили. В областном центре просто нет земли. То есть нет земли, которая бы принадлежала муниципалитету. То есть, вот то, что выдали, собственно говоря, это земля, принадлежавшая муниципалитету, вся. Вся остальная земля или частная, или федеральная. И мы сейчас ведем работу и – тьфу-тьфу-тьфу – достаточно успешно, как раз в Росимущество поменялось руководство относительно недавно, и работа немножко повеселее пошла, мы часть федеральных земель переводим в федеральную собственность для как раз передачи тем многодетным семьям. По этому, что касается Казани, то (НРЗБ) других муниципальных образований, я вам по практике скажу, что, как правило, не от хорошей жизни. Понятно, что есть какие-то там исключения, но муниципалитет просто показывает, что у нас земли есть вот такие. Они, к сожалению, не самые ликвидные, не самые интересные, потому что саамы ликвидные, самые интересные уже были в свое время проданы, выделены под разного рода инвестиционные и социальные проекты, поэтому та земля, которая осталась в муниципальной собственности, далеко не всегда отвечает тем ожиданиям потребительских качеств, которые многодетные семьи формулируют. А.СОЛОМИН: Понятно. К следующей теме тогда перейдем. Никита Юрьевич, 23января, в тот же день, кстати, когда и Владимир Путин поднял эту тему, Госдума в первом чтении приняла закон, который разрешает регионам самим выбирать способ избрания глав этих субъектов федерации. Вот сразу у Вас хочется спросить, а Вы? В 13-ом году ведь Вы избираетесь? Н.БЕЛЫХ: В14-ом… А.СОЛОМИН: В 14-ом, простите. Вы будете избираться или все-таки утверждаться парламентом? И.МЕРКУЛОВА: Как Вы предпочтете? Н.БЕЛЫХ: Значит. На сегодняшний день региональное законодательство, существующее в Кировской области, предполагает прямые выборы губернатора всенародным голосованием. Тот законопроект, который был принят на прошлой неделе Государственной Думой, он дает возможность, он не предписывает и не регламентирует, что тот или иной регион должен вернуться к модели, связанной с избранием губернатора парламентом, он дает такую возможность. Насколько я знаю наших региональных субъектов законодательной инициативы, как правительство Кировской области, так и депутатов, идеи, связанные с пересмотром нашего регионального закона, нет. То есть, соответственно, большинство наших граждан Кировской области считает, что выборы должны проходить путем всенародного голосования. В то же время я действительно предполагаю, что на некоторых территориях, с учетом национальных и политических особенностей, порядок избрания главы субъекта федерации региональным парламентом, возможно, является более эффективной мерой. Подчеркиваю – это мое, сугубо частное, мнение, и оно касается достаточно ограниченного перечня российских регионов с учетом, еще раз говорю, различных особенностей. Для большинства регионов, я считаю, что форма прямых выборов губернаторов является наиболее оптимальной. И.МЕРКУЛОВА: А какие регионы Вы имеете в виду? Можете сказать? Н.БЕЛЫХ: Я же не эксперт-политолог, понимаете, только я сейчас какой-нибудь регион назову, я б на месте главы или даже жителя того региона, который я назову, я б сказал, губернатор, знаете, занимайтесь Кировской областью, и не надо тут… И.МЕРКУЛОВА: Может, я Вам помогу? Н.БЕЛЫХ: Личное мнение. И.МЕРКУЛОВА: Да. Дело в том, что тут пресса писала, что якобы главы северокавказских республик буквально в очередь там в Кремль стоят, просят, пожалуйста, давайте указом президента назначать губернаторов, потому что не надо нам никаких выборов, опасно это. Ну, это все тоже не официально, со ссылкой на разные источники… Н.БЕЛЫХ: Может быть, очевидно, что в этих регионах есть нюансы и особенности национального и политического характера, которые для большинства других регионов нехарактерны. То есть это означает, что, собственно говоря, различного рода политические модели, а особенно – политические реформы, нужно проводить, ну, будем так говорить, с учетом индивидуальных особенностей. А.СОЛОМИН: Но это не ставит под сомнение в принципе идею выборов? Сначала мы боролись за то, чтобы вернуть их, потом в обратную сторону как-то пошли… И.МЕРКУЛОВА: Вам не кажется, что регионы будут просто злоупотреблять… А.СОЛОМИН: Царьки местные расти будут… Н.БЕЛЫХ: Для этого вопрос, который надо задавать и самому обществу, в конечном итоге именно население избирает региональный парламент, имеет право и должно спрашивать с депутатов, которых оно туда избрало. То есть, сам по себе закон, связанный с переходом к избранию губернатора местным парламентом, он сам по себе не появится. Он должен пройти соответствующую процедуру инициации и рассмотрение региональным парламентом. Насколько я знаю, подчеркиваю, в большинстве регионов, идеи, связанные с возвратом к прежней процедуре, их нет. То есть, народ как-то настроен на проведение прямых выборов. В Кировской области, тоже, я считаю, что большинство граждан считает именно прямые выборы губернаторов всенародным голосованием наиболее адекватной и объективной формой народовластия. И.МЕРКУЛОВА: Кстати, буквально час назад президент Путин назначил временно исполняющим обязанности главы Дагестана Рамазана Абдулатипова… А.СОЛОМИН: Да, вот только новость пришла. Ходили разговоры об этом, подтверждение пришло. Так, ну что? И.МЕРКУЛОВА: Сейчас. Просто чтобы закончить эту тему. Между прочим, бывший президент Ингушетии, Руслан Аушев, не согласен с тем, что для кавказских республик должен быть какой-то особый порядок. Он, например, считает, что выбирать надо. Кавказ в этом смысле ничем не хуже и не лучше остальных регионов. Н.БЕЛЫХ: Не являюсь экспертом по Кавказу, особенно в тех вопросах, деликатных, как избрание губернаторов. То есть я считаю, что я достаточно объективно, адекватно воспринимаю политическую конструкцию в Кировской области, поэтому говорю за Кировскую область. И.МЕРКУЛОВА: Просто я не очень понимаю, в чем опасность и в чем угроза? Ну, хорошо, не того выберут, что ли? Или что будет происходить? А.СОЛОМИН: Вот на одних из выборов, помните, в Дербенте стреляли, там какая-то была вообще потасовка очень серьезная, но, с другой стороны, это в каждом городе российском может произойти. Тут не поймешь. Меняем тему тогда. Про бюджет поговорить хотели с Вами, Никита Юрьевич. Теперь Вы дали возможность жителям Кировской области повлиять на распределение бюджетных средств. Вообще, вот я помню, с Вами разговаривали на эту тему, Вы давно говорите, что пытаетесь вовлечь граждан в эти процессы. Когда Вы говорите о бизнесе, допустим, люди так или иначе «тянут одеяло», говорят, что сюда нужно выделять, сюда нужно выделять деньги, а предложить ничего не могут. Сейчас Вы дали гражданам возможность распределять бюджетные средства, но здесь уже без какого-либо… то есть, люди не должны задумываться о том, откуда эти деньги брать. Я правильно понимаю вообще идею? Н.БЕЛЫХ: Не совсем. А.СОЛОМИН: Или это из общей копилки, которая есть просто? Н.БЕЛЫХ: Значит, речь не идет о каком-то отдельном самостоятельном проекте. Дело в том, что у нас на территории области уже 3 года, и мы с вами за это время, ну, раз 10 к этому вопросу возвращались, реализуется проект поддержки местных инициатив, в соответствии с которым граждане сами принимают решение, то есть, о том, какие проблемы и проекты наиболее важны для той территории, на которой они проживают, оформляют это в виде проекта, обязательно, и это ключевой момент, лично соучаствуют в этом проекте, то есть, как правило, 10-15% от общей суммы заявки – и выставляют ее на конкурс. Ну, собственно говоря, конкурс проходит, и победившие, порядка двух третей от поданных, то есть, достаточно большое количество победителей, они финансируются областным бюджетом. Чтобы был понятен масштаб, в прошлом году 270 заявок профинансировано из 160 муниципальных образований. В этом году в проект поддержки местных инициатив еще добавились и городские округа. Вот здесь у нас возникла небольшая проблема, связанная с тем, что притом, что статус у городских округов и сельских поселений точки зрения законодательства одинаковый, то с точки зрения реализации практических вопросов, в том числе и учета общественного мнения, задачи технически и технологически принципиально разные. То есть одно дело учесть мнение жителей поселка с населением в 500 человек, это просто в рамках схода эти вопросы обсудить, и другое дело учесть мнение жителей муниципального образования город Киров с населением 500 тысяч человек. Поэтому мы этот проект по городским округам когда запустили, мы немножко изменили перечень субъектов, которые могут быть инициаторами этих проектов, сейчас это и ТОСы, и общественные организации. Но для того, чтобы сделать механизм учета мнения граждан еще более адекватным, еще более объективным, мы совместно с Максимом Ноготковым, который как раз вот создал свой проект «Твой город», предложили жителям городских округов Кировской области в том числе голосовать за проекты, которые поданы на голосование, в рамках этой площадки, интернет-платформы. То есть, с одной стороны, здесь нет никаких анонимов, все граждане регистрируются… А.СОЛОМИН: По паспорту? Н.БЕЛЫХ: По разному набору данных, то есть, можете зайти специально, посмотреть, то есть, мы действительно имеем дело с конкретными людьми. Это раз. Они видят весь перечень заявок, которые поданы по городскому округу, если мы говорим про город Киров, у нас всего там 5 городских округов, если мы говорим про город Киров, то это, если я не ошибаюсь, порядка 80 проектов, которые участвуют в конкурсе. И человек вправе те деньги, которые ему попадают на счет виртуальный, там 10 миллионов рублей, распределить между этими заявками, как правило, заявка составляет от 500 тысяч до 1,5 миллионов, ну, можно сказать, в среднем около миллиона рублей… И.МЕРКУЛОВА: А бывают, Никита Юрьевич, нереалистичные проекты, но за которые проголосовало достаточно много людей? Н.БЕЛЫХ: Наверное, бывает, сейчас голосование идет, оно в самом разгаре. Мне сложно оценить. Я, как гражданин, знаю проект, за который я проголосовал. И.МЕРКУЛОВА: А можно за несколько? Н.БЕЛЫХ: Так вот я еще раз говорю, тебе дается 10 миллионов рублей, а средняя заявка получается около миллиона, то есть, получается, 10-11, у меня, по-моему, на 12 проектов хватило, которые я хотел поддержать. До 11 февраля идет голосование, 11 февраля подводятся итоги, но! Итоги этого голосования являются важным, но не единственным основанием при отборе победителей заявок, то есть, есть целый набор критериев, из них результат интернет-голосования самый «тяжелый», самый весомый, но в сумме другие критерии, они больше дают. То есть, если, как Вы говорите, какие-то безумные проекты, но которые всем понравились, то есть, они навряд ли смогут в этом конкурсе победить. На самом деле, еще на этапе подачи этих заявок сама процедура настроена и регламентирована так, что какого-то абсурда просто не допускается. И.МЕРКУЛОВА: Не, ну, почему абсурд. Можно, как в Лондоне, на какое-нибудь колесо обозрения, и всем понравилось. Н.БЕЛЫХ: Есть ограничения, во-первых, по деньгам, при этом все эти проекты, к вопросу, который Алексей задал, все эти проекты гражданами со-финансируются. Поэтому ты можешь заявить колесо обозрения, но ты должен понимать, что за кусочек этого колеса обозрения тебе придется заплатить из своего кармана. А.СОЛОМИН: То есть, это не только расход, все-таки, но и доход? Н.БЕЛЫХ: Для кого? Доход для проекта, да? А.СОЛОМИН: Да. Н.БЕЛЫХ: Поэтому проекты, которые я поддержал, я специально постарался уйти от какой-то географической привязки, ремонт той дороги или водопровода, я поддержал практически все проекты, которые касались спортивных площадок, музыкальных кружков, такие проекты, которые относятся к сфере спортивно-культурного досуга и поддержке молодежи и инвалидов, поэтому у меня приоритеты были расставлены таким образом. И.МЕРКУЛОВА: Спасибо большое. Никита Белых, губернатор Кировской области с нами на прямой связи из Кирова. До встречи через неделю. Спасибо.

Ссылка на источник

admin @ 5:00 дп

Извините, комментарии сейчас закрыты.