Я.Широков ― Через несколько минут мы будем обсуждать космическую тему, все, что связано с российским космосом, с его проблемами, собственно, как идет развитие; что в дальнейшем планируют наши друзья из Роскосмоса. И у нас ожидается в гостях президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев и Игорь Буренков, официальный представитель Роскосмоса. И.Воробьева ― Поехали! 16-08 в столице. И да, действительно, мы ожидаем наших гостей и мы поговорим с ними о российской пилотируемой космонавтике. Ну, а пока мы ждем, как пилотируемо наши гости поднимаются к нам в студию, в общем, есть несколько новостей, которые… у нас, на самом деле, по космосу всегда какие-то новости есть. Вот сегодня… Я.Широков ― Сегодня наши коллеги с Запада порадовали, что называется… И.Воробьева ― Да, расскажи нашим слушателям как раз… Я.Широков ― Во-первых, конечно, главная сегодняшняя новость, которая связана с космосом, это то, что компания SpaceX, – а я напомню, что это американская частная компания, которую основал миллиардер Элон Маск – так вот ей впервые удалось успешно посадить первую ступень носителя Falcon 9. Он вернулась на мы Канаверал. И дальше ракетоноситель должен был доставить на орбиту чуть ли не 11 спутников. Я напомню только, что несколько запусков были неудачным. Там, по-моему, промахивалась однажды, а в прошлый раз чуть ли вообще не взорвалась, этот Falcon 9. Чем, собственно, примечательная сама история. У нас, насколько мы помним, обычно ракеты-носители и ступени, они… И.Воробьева ― «Что-то пошло не так!» Я.Широков ― Нет. Обычно практика такова, что запускается ракета, ступени понемногу отстреливаются; и те, которые первые, отстреливаются, падают на земли, какие-то сгорают, остаются на орбите кусками. А здесь впервые они их принимают назад, готовят, заправляют и собираются использовать заново. Причем это все зарубежные частные компания. Это не государственные, ничего… И.Воробьева ― Но меня больше всего поражает в этих историях, например, в истории с Falcon 9, который не только вывел на орбиту 11 спутников, но и впервые в истории эта ракета носитель вернулась на землю – меня поражает, что это частные компании. Ну правда. Знаешь, когда с успешной посадкой SpaceX поздравляет НАСА — это очень интересно вполне себе. Это, знаешь, как в фильме «Железный человек» — вот что-нибудь в этом роде, когда какой-нибудь классный дядя решил, что космос – это круто и начал в это активно вкладываться. Я.Широков ― Надо понимать, что это вложения долгосрочные, то есть, может быть, не отобьется при его жизни. Такие деньги-то немаленькие. И.Воробьева ― Мягко говоря, немаленькие. Я.Широков ― То же самое, как Ричард Брэнсон с его программой пилотируемого корабля, где они будут доставлять туристов на орбиту – это тоже такая тема… Кстати, насчет частных компаний: например у нас есть российская частная компания «Даурия Аэроспейс», которая, как сегодня сообщили, заключила контракт на продажу двух спутников США. Аппарат Perseus-M предназначен для отслеживания крупных судов и для предотвращения столкновений, и они уже работают на орбите. Так что выведены они были на орбиту в июне прошлого года. И.Воробьева ― Вот это «здрасьте!», которое сейчас услышали у нас в эфире – это наши гости, собственно. Мы их приветствуем в нашей студии. Мы уже тут немножечко с Яковом начали разговаривать про пилотируемую космонавтику – что поделать, — но мы приветствуем наших гостей. Это Игорь Буренков, официальный представитель Роскосмоса. Игорь, здравствуйте! И.Буренков ― Добрый день! И.Воробьева ― Вы к нам каждую неделю к нам теперь ходите – нам очень приятно. И.Буренков ― Почти. И.Воробьева ― Ну, надо, надо. Нет, про космос надо рассказывать. И президент РККА «Энергия» имени Королева Владимир Солнцев. Владимир, здравствуйте! В.Солнцев ― Добрый день! Я.Широков ― И наш первый вопрос – вот мы уже начали обсуждать сегодня – главная космическая новость – это, конечно, возвращение успешное ракеты-носителя Falcon 9. Как вы оцениваете? В.Солнцев ― Наверное, в первую очередь коллег надо поздравить с тем, что они поставили перед собой определенную задачу, они ее наконец достигли. Мы знаем, что у них дорога была к этом не простой. В общем-то и аномалии происходили. Но на сегодняшний день все у них состоялось успешно. Еще раз повторяю: ту цель, которую они перед собой ставили, они ее достигли, с чем ее можно и поздравить. И.Воробьева ― То есть вывести 11 спутников и вернуться на Землю? В.Солнцев ― Ну, вывести – уже становится такой, достаточно задачей обычно, стандартной. А возвращение — действительно, серьезный успех, с чем их и можно поздравить. Я.Широков ― А что-то подобное наши предприятия… делают какие-то проекты подобного рода? В.Солнцев ― Вы знаете, если обратиться к такой науке как функционально-стоимостной анализ – извиняюсь, тема была моей диссертации – каждая функция стоит определенных денег, и всегда есть определенная целесообразность в той или иной функции. Еще раз говорю: они поставили перед собой такую задачу – они ее реализовали. Эта задача была реализована и на шаттлах, эта задача была реализована на российском или, точнее, советском «Буране». Но, как мы знаем, одна из главных причин закрытия этих программ, это была абсолютно жуткая дороговизна предполетной подготовки. И, собственно, это послужило одной из главный причин, что эти программы были завершены. Поэтому это уже делалось, это уже умеют США, Россия, и, собственно, сейчас Маск повторил успешную целевую посадку. Но мы ставим перед собой задачу сохранить или использовать многократно наиболее ценную часть всего комплекса – это полезную нагрузку. Поэтому сегодня мы работаем очень активно и достаточно успешно над многоразовым возвращаемым кораблем пилотируемым транспортным нового поколения, где будут эти задачи решены. И мы считаем, что это задача максимально эффективна, с точки зрения функционала, экономики и логистики. И.Буренков ― Что касается непосредственно таких разработок, помимо того, что Владимир сказал по поводу, скажем, шаттлов, программой того же »Бурана» — у нас ведутся такие же работы, скажем, с ЦНИИМАШ нашим – это специальный такой институт головной, который занимается разработкой наших все передовых технологий. Там есть такая работа, она ведется. Но очень правильно было сказано, что, конечно, вопрос целесообразности. Вот цена – качество соотношение должно оправдывать… цель должна оправдывать средства. Конечно, этот успех безусловен. Он есть, он очевиден, и мы, конечно, наших американских коллег с этим поздравляем. Сто процентов это успех, безусловно. И.Воробьева ― А вас не удивляет – такой, очень общий вопрос, мы только что его обсуждали, — что это частные компании делают? И.Буренков ― Как раз это и объясняет многое, почему именно получается. Он за расходами следят с другой стороны. Это деньги, собственно, частные. И если они убеждают своих акционеров, что это нормально, то О’кей – акционеры согласились, всё. А мы же распоряжаемся деньгами государственными. Это немножко разные вещи. В.Солнцев ― Да, абсолютно. Я не случайно называл ту науку, которая определяет эффективность вложения денег. Мы считаем, что на сегодняшний день это не самая дешевая… И.Воробьева ― Мягко говоря. В.Солнцев ― …мягко говоря, да, или приемлемая, с точки зрения целесообразности, эта задача. На сегодняшний день мы, наоборот, боремся с тем, чтобы максимально удешевить пусковую услугу и считаю, что это дает определенную загрузку предприятиям, которые работают в режиме серийного производства. Это позволяет достигать достаточно высокого качества, потому что предполетная или межполетная подготовка архисложная и очень затратна. Хотя говорю, что ведь ракетоноситель состоит из многих элементов. Например, ракетный двигатель, который является основной частью ракетоносителя, российские ракетные двигатели, которые используются и на ракете «Зенит» и на других ракетах, которые планируются и сейчас создаются. У нас двигатели все испытываются в многоразовых режимах. Например, двигатель РД-171, он прошел 25-кратное использование. То есть тот задел, который мы накапливаем, и если мы посчитаем целесообразным, возможно, использовать или подойти к многоразовому самому ракетоносителю, то мы, отрабатывая отдельные компоненты по одноразовости, быстрей и дешевле подойдем к решению этой задачи. И.Воробьева ― То есть у вас стратегия – это многоразовые двигатели. У него стратегия – просто вернуть этот двигатель на землю. Или оно тоже, получается, многоразовый? В чем разница, объясните. В.Солнцев ― Это не стратегия – многоразовый двигатель, — а это всего лишь один из элементов… Если у нас такая стратегия появится, то мы к ней будем уже по большей части готовы. Я.Широков ― Мне бы хотелось как раз вернуться к перспективам этих многоразовых кораблей. Вы сказали, что отрабатывается. В чем будет его главное отличие? В.Солнцев ― У него много отличий. Главное – он новый. Я.Широков ― Название есть уже? В.Солнцев ― Сейчас мы объявили конкурс… не сейчас, а некоторое время назад, и 23 декабря мы должны подвести его итоги. И.Воробьева ― Конкурс на название. И.Буренков ― Да, конкурс на название. Там есть потрясающие варианты, разные очень. Сейчас как раз на сайте «Энергия» можно продолжить поучаствовать. И.Воробьева ― Подождите, то есть сегодня 22 декабря, а завтра вы объявите… А мы, значит, останемся до завтрашнего дня в страшном любопытстве… И.Буренков ― А если ваши коллеги позвонят в эфир, пожалуйста, если захотите, мы все расскажем. И.Воробьева ― Нет, конечно… Мы-то сегодня умрем от любопытства. Я.Широков ― А есть лидирующее какое-то название? И.Буренков ― Там их несколько. И.Воробьева ― Давайте хотя бы несколько. И.Буренков ― А чего, сейчас получиться, что мы давим на наших товарищей, которые голосуют В.Солнцев ― Условия конкурса все-таки надо тоже соблюдать, поэтому пока идет в таком режиме… И.Буренков ― И там как раз отбирают, люди голосуют, можно просто зайти, свой голос оставить – и там все будет нормально… Но вот название пока в процессе… В.Солнцев ― Поэтому… Вот вы спросили, самое главное – о самом главном мы уже поговорили – это название. А если говорить серьезно, то во-вторых, мы использовали абсолютно новые материалы. И идет их очень детальное исследование, отработка. Это требует времени, привлечения лучших умов, лучших рук, и это тоже характеристика нашей отрасли, тоже важная. Корабль будет создаваться только из российской комплектации. Там не будет никаких импортных элементов. Он рассчитан на 4-х человек. Он может находится в автономном полете до 30 суток. Корабль в первую очередь приспособлен для полетов на Луну, при этом он может решать задачи по работе в околоземном пространстве. На нем предусматривается возможность состыковки с другими кораблями, США в первую очередь. У нас есть совместная программа, они используют наш стыковочный узел, нашу вообще стыковочную систему, которая отработана у нас, наверное, лучше, чем у кого либо. Корабль оснащен самыми современными разработками в области электроники, в области систем управления, в области телеметрии, радиолокации, то есть все самое современное, что сегодня наработано в российской промышленности, будет в нем воплощено. В том числе, он при посадке тоже обретает повышенную точность, и, соответственно, в 5 раз, скажем так, точнее будет приземляться. И приземляться будет на территории Российской Федерации и взлетать, собственно говоря, с нее, что принципиальное отличие от сегодняшних «Союзов», «Прогрессов», которые у нас осуществляют запуск с Байконура, ну, и, собственно, возвращаются тоже на территорию Казахстана. Поэтому я могу очень долго рассказывать об этом корабле, но поверьте мне, это будет прорывной корабль. И.Воробьева ― Но, поскольку мы все-таки заговорили про название… Вы меня простите, пожалуйста, но я уже в Википедии все нашла. Там было 10 вариантов, из которых будет отобрано три. Точнее, определяются три финалиста, а потом… Значит, 10 вариантов: Астра, Вектор, Гагарин, Галактика, Звезда, Зодиак, Лидер, Мир, Родина или Федерация – такие 10 вариантов, из которых выбирают три, а потом – один. Завтра мы узнаем, кого именно выбраны. И.Буренков ― Они даны в алфавитном порядке. И.Воробьева ― Естественно, конечно. В.Солнцев ― Мы очень тщательно подходим, потому что, как говорят: Как назовешь – так и полетит. Поэтому хотелось, чтобы полетел, в общем-то… И.Воробьева ― Сколько человек экипаж планируется? И.Буренков ― Четыре. В.Солнцев ― Ну, да, планируется четыре человек. Есть возможность увеличения экипажа до 6 человек. Это будет в первую очередь связано не дай бог в случае возникновения каких-то нестандартных операций, эвакуации, допустим. Поэтому корабль достаточно просторный. В нем есть возможность, в общем-то, из-за длительности полета удовлетворять все человеческие нужны. И.Буренков ― Немаловажно. И.Воробьева ― Очень важно. В.Солнцев ― Он позволяет отдыхать, спасть, в общем, в полный рост проводить многие манипуляции. И.Буренков ― Вот он на «Максе» как раз был выставлен, на последнем салоне, и там как раз очень много народу смотрели, заходили, садились. И.Воробьева ― Там можно было, да? И.Буренков ― Да, конечно. И.Воробьева ― Слушайте, а вот опять же черпаю из интернета информацию. Если я правильно понимаю, по требованию необходимо, чтобы кораблем мог управлять один человек. Этим кораблем может управлять один человек? В.Солнцев ― Если говорить об этом корабле, то, наверное, он будет самый умный. Во-первых, он будет управлять сам собой. То есть та математика и то программное обеспечение будет позволять ему управляться без человека. А в режиме ручного управления он будет управляться одним пилотом. К слову говоря, буквально вчера я прилетел с Байконура – мы запускали новую модификацию «Прогресса», «Прогресс-МС» который называется. В общем-то уже на этом корабле отрабатывается… И.Буренков ― Это грузовик. В.Солнцев ― Это грузовик, да. На грузовиках мы отрабатываем сегодня самую современную систему управления. И на нем мы тоже впервые отрабатываем новую математику, которая позволяет ему находится в абсолютно автономном режиме в течение 12 дней, где он сам будет определять свое местоположение, осуществлять коррекцию орбиты и те операции, которые требуются для правильного выведения за заданную территорию. То есть мы поэлементно движемся к созданию современного или последней разработки по ПТК корабля. Отрабатывает сегодня частично оборудование и на международной космической станции и вот на грузовиках для того, чтобы затем уже перейти к пилотируемому кораблю «Союзу-МС», который мы планируем в начале следующего года запустить, где уже будет следующий этап отработки аппаратуры. Причем и сегодняшняя аппаратура, которую мы используем на »Прогрессе-МС», это полностью российская, то есть нет никаких элементов уже импортного производства, хотя там очень много было и украинского производства деталей и узлов и дальнего зарубежья. И.Воробьева ― Отказались, потому что – что? Потому что смогли вдруг внезапно здесь все произвести или это какое-то политическое решение? В.Солнцев ― На самом деле это здоровая эволюция. То есть у нас эволюционирует и наша отрасль. А поскольку отрасль космическая, то локомотив, за которым подтягивается и металловедение и радиоприборная промышленность, электронная компонентная база. Это позволяет нам поднять уровень качества самих приборов и сделать их более совершенными. И, естественно, мы стараемся быть независимыми ни от кого – это само собой разумеющееся. Я.Широков ― У меня и, кстати, у слушателей вопрос: Какова степень готовность самого корабля, и когда мы уже сможем видеть первые полеты; и какая ракета-носитель будет доставлять его на орбиту? В.Солнцев ― Если с конца вопроса, то ракета-носитель – это «Ангара», которая будет специально изготовлена в пилотируемом варианте, «Ангара-5П». Сегодня идут работы по созданию самой ракеты-носителя, по созданию стартового комплекса на космодроме «Восточный». Запуск корабля у нас планируется в 21-м году, следующего десятилетия. И.Буренков ― Ну, беспилотный пока. В.Солнцев ― Да, в беспилотном варианте. Затем 23-й год – это уже пилотируемый полет на низкую орбиту и отработку состыковки корабля с международной космической станцией, ну и отработка различный узлов, агрегатов аппарата, и в 25-м году у нас запланирован уже полет… мы планируем полет в дальний космос – назовем это так. И.Воробьева ― Как долго ждать, слушайте, это же невозможно! Уже хочется увидеть прямую трансляцию, когда космонавты будут идти к этом прекрасному кораблю… И.Буренков ― Нам тоже этого хочется. Надо было тогда начать это лет десять назад делать, и мы бы сегодня все это с вами увидели. В.Солнцев ― Но мы от каменного века к бронзовому тоже не раз перешли. И.Буренков ― Цикл такой. В.Солнцев ― Процесс эволюции, он сложный. Во-первых, отрабатывается все буквально. Это многократные… десятки, сотни испытаний. Это отработка различных элементов. Это сложнейший механизм, поверьте. Если вы увидите своими глазами, вы ахнете – в разобранном виде – и скажете: А как это все работает? И.Воробьева ― Ну мы надеемся на то, что мы когда-нибудь увидим это даже в разобранном виде. Очень напрашиваемся в гости все время. И.Буренков ― НРЗБ поездку на »Энергию». В.Солнцев ― Я думаю, тогда и вопросов, может быть, не очень много. И.Воробьева ― А, может быть, и больше. Я.Широков ― Меня больше пугает фраза: «Беспилотные испытания». Как бы он не повторил судьбу «Бурана» все-таки. Насколько нацелена, что называется, наша космонавтика на этот корабль? В.Солнцев ― Вы знаете, нас много критиковали за то, что у нас нет четкой программы освоения космоса. Могу сказать, что сегодня команда, которая работает, создает идеологию освоения космоса — это в первую очередь Дмитрий Олегович Рогозин, Игорь Анатольевич Комаров, это те институты, это академия наук – мы, наверное, можем похвастаться, что мы-то в создании программы, наверное, опережаем наших коллег-партнеров или конкурентов в плане того, что мы четко понимаем, как мы эволюционируем по дороге к Марсу. Не просто абстрактно говорим: Здравствуйте, Марс! Мы прилетели. Туда прилететь совсем не просто. Это полуторагодовая экспедиция, соответственно, не случайно у нас сейчас космонавты год находятся на МКС, и как раз это один из элементов реализации, в общем-то, программы. Поэтому мы сначала определяем цели, а под эти цели затем создаем технику. «Буран» — это, знаете, красиво, но это безумно дорога. Это, с точки зрения решения инженерных научных задач было величайшее достижение. И, поверьте, несмотря на то, что эта программа закончилась, оттуда берется очень и очень много. Это все взаимоувязано. Очень жалко, что она, конечно, закрылась, но просто на тот момент полезных нагрузок или тех задач, которые он мог решать, их просто не было. А просто так запускать туда-сюда, наверное, смысла большого нет. Поэтому сегодня мы: определяем цели, мы определяем эволюцию вообще развития нашего нахождения в космосе, и дальше уже, собственно говоря, мы решаем минимальными затратными механизмами поставленную задачу. И.Буренков ― И потом надо обязательно провести беспилотные испытания. В данном случае это очень оправдано, потому что это другой принцип действия. Это не шаттл, не челночная система – а при помощи ракеты-носителя запускается, поэтому здесь разница есть. И.Воробьева ― У нас буквально минутка осталась до конца. Давайте цель тогда озвучим, что нам нужно в космосе, вообще, с таким кораблем? Я понимаю, что за минуту, наверное, не расскажешь, но какую-нибудь одну. И.Буренков ― Постараемся за две. В.Солнцев ― Хочется привести слова, кстати, Эдуарда Циолковского, что Земля – это колыбель, но нельзя все время находиться в колыбели. Человек так устроен: мы все время познаем что-то. Мы познаем глубины океанские. Казалось, чего там делать? Но человек туда стремится и мы изучаем, хотя там далеко все не изучено. Мы стремимся в космос, потому что мы должны понимать, где мы находимся, как мы находимся, какие угрозы. Мы с МКС сегодня наблюдаем очень много процессов, которые происходят на Земле. Это касается… И.Воробьева ― Климата, я думаю, да? В.Солнцев ― Геофизические исследования, дистанционное зондирование Земли. И.Буренков ― В ситуациях сложных помогает. В.Солнцев ― Это космическое металловедение… Поэтому это обширный круг задач, которые решается в первую очередь в интересах землян. Поэтому космос – это не просто игрушка, а это составная часть нашего развития, ментального развития, нашего осмысления мира, предсказания тех процессов, которые, находясь на Земле, в пещере, мы точно никогда не увидим. И.Воробьева ― Ой, ладно, хорошо! Будем ждать, на самом деле, всех этих запусков и новостей из Роскосмоса. Спасибо большое нашим гостям. Это Игорь Буренков, официальный представитель Роскосмоса, и президент РКК «Энергия» имени Королева, Владимир Солнцев. Говорили мы о российской пилотируемой космонавтике. Спасибо большое! И.Буренков ― Спасибо, до свидания!
Дек 25
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы
Комментарии отключены
Извините, комментарии сейчас закрыты.