Поговорим об автомобилях. Они давно и уверенно вошли в нашу жизнь и уже не вызывают того восторга и почтения, которые люди испытывали десятилетия назад. Однако, поменялись не столько автомобили сколько наше восприятие. Машины перестали быть чем то уникальным, а водителем является почти каждый совершеннолетний. Конечно машины стали лучше. Они прекрасно управляются они получили высокоэффективные двигатели и тормоза, наконец автомобили стали исправлять ошибки пилота, задействуя сложные высокотехнологичные системы пассивной и активной безопасности. Они научились видеть и чувствовать. Они умеют прокладывать маршруты к пункту назначения понимая где наш путь будет короче и быстрей. Но количество аварий на дорогах не сокращается количество аварий, в которых страдают люди по-прежнему неприемлемо велико. Значит где-то в этой схеме присутствует системный сбой. И этот системный сбой — мы — водители, которые управляют автомобилем и принимают решения. Именно поэтому несмотря на все техническое совершенство машин, роль правильных водительских навыков велика и зачастую определяющая. А этих навыков очень часто не хватает, и не потому, что люди стали глупее, а потому что ушло понимание того, что любой автомобиль это профессиональный инструмент, которым надо уметь пользоваться. Нередко в этом виноваты сами автопроизводители, которые в своих рекламных материалах показывают потенциальному покупателю, что их машина может все — главное ее купить. Такой подход годится для коммерции, но не позволяет нам понять, что мы должны уровнем своего мастерства соответствовать автомобилю, которым мы управляем. Кроме того у человека отсутствуют рефлексы по управлению автомобилем. Это связано с тем, что мы эволюционировали без применения транспортных средств. А значит управление автомобилем это продукт работы интеллекта. А часто ли мы пользуемся интеллектом находясь за рулем? Наверное нет. Мы слушаем музыку, думаем о работе о семье. Мало кто постоянно анализирует, что происходит вокруг нас, как работает подвеска, почему передача переключилась с небольшим рывком и так далее. Плюс ко всему большинство из нас люди разумные, а значит мы не мчим на пределе возможностей а двигаемся в комфортном для себя режиме. То есть с запасом по управляемости. На этой скорости даже ошибочные действия со стороны пилота далеко не всегда приводят к развитию аварийных ситуаций. Как следствие — формируются неправильные шаблоны действий, а они в экстренной случаях просто не работают. Часто такие неправильные шаблоны помогают создавать и электронные помощники. Например система стабилизации предназначена для того, чтобы компенсировать ошибки пилота. Между тем она может выступать в качестве провокатора аварий. Простой пример. Каждый день я проезжаю один и тот же поворот. Его можно проехать на 60 километрах в час. И я с этой задачей справляюсь. Спустя время почувствовав себя уверенней, я решаю заехать в него чуть быстрее. Поскольку скорость при входе в поворот превышает максимально возможную, начинают скользить передние колеса автомобиля. Например, если у нас переднеприводный автомобиль, система стабилизации подтормаживая заднее внутреннее колесо и уменьшая обороты двигателя с потерей скорости все таки направит машину в поворот. И на выходе из поворота я не скажу себе, что ошибся и система стабилизации мне помогла. Нет, я буду считать, что это я профессионально преодолел поворот, и почувствую себя уверенней. Однако когда я ошибусь сильнее — эта уверенность разобьется вдребезги, и система стабилизации мне помочь будет уже не в силах. Поэтому управление автомобилем требует понимания происходящих процессов и постоянной работы интеллекта и вот когда мы начинаем думать за рулем — все становится намного интересней. Потому что понимание процессов, происходящих с машиной и с нами позволяет не только повысить безопасность, но и повысить удовольствие от вождения. А в наше время существует дефицит положительных эмоций, от которого надо избавляться.
Фев 08
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы
Комментарии отключены
Извините, комментарии сейчас закрыты.