<
Кирилл Кулаков — Военный совет — Эхо Москвы, 09.09.2017
Опубликовано в рубрике: Новости Москвы

 А. Ермолин ― Добрый день всем, кто нас слушает, в эфире программа «Военный совет», ведущий в студии Анатолий Ермолин. Наш гость сегодня Кирилл Денисович Кулаков, начальник Казанского высшего танкового командного училища, генерал-майор. Кирилл Денисович, добрый день. К. Кулаков ― Добрый день. А. Ермолин ― Ну, во-первых, разрешите вас с наступающим поздравить, все-таки завтра большой праздник у нас, поэтому чтобы задать тон нашей программе, предлагаю именно вот это и произнести. К. Кулаков ― Спасибо. Ну, ремарочку внесу, праздник официальный в воскресенье, именно будет 10-го, второе воскресенье сентября. А. Ермолин ― Ну да, да, да. Скажите, пожалуйста, а сами-то почему стали танкистом? Как так жизнь сложилась? К. Кулаков ― Военным я еще решил стать в третьем классе, посмотрев фильм «Офицеры». А. Ермолин ― Я даже не сомневался. Пьеса-то называлась «Танкисты», кстати говоря. К. Кулаков ― Да. Пришел в военный комиссариат свой по месту жительства, после 3-го класса во время каникул. Да, меня даже не увидел дежурный потому, что я был маленький еще. Но я достучался все-таки, нашел нужных людей, которые подсказали, что еще надо поучиться, готовиться. И по окончанию 8-го класса я поступил в Суворовское училище, ну а затем уже по окончанию Суворовского училища, поступил в Казанское танковое училище, и его успешно закончил. А. Ермолин ― Что, так с 3-го класса мечта не поменялась, так вот и (неразборчиво) стать? К. Кулаков ― Наоборот, она была только каждый год все целеустремленней. А. Ермолин ― Ну, а когда все-таки свершилось, скажем, сравнение детской мечты, детских образов вот с тем, что реально вы увидели в жизни? К. Кулаков ― Ну, когда человек готовится целеустремленно к такой задачи как стать военным, я думаю, его уже наверное там не пугают никакие не трудности, ни какие-то другие вопросы, поэтому я морально был готов, настроен, поэтому даже наоборот очень воодушевлен был при поступлении, поэтому никаких сомнений даже и не возникало по этому вопросу, в выборе своей профессии. А. Ермолин ― То есть, всю жизнь, именно в танковых войсках по сути дела, да? К. Кулаков ― Да. А. Ермолин ― А как складывалась вообще военная биография? К. Кулаков ― Да, как и у всех военных. По окончании училища, начинал службу в Германии, затем на Дальнем Востоке, затем в Центральном военном округе. Закончил училище, академию. А. Ермолин ― То есть, прошли все уровни должностей, да? К. Кулаков ― Да. А. Ермолин ― Как и герой известного фильма, да? К. Кулаков ― Да. А. Ермолин ― А что из себя сейчас представляют танковые войска? Я вот так совсем уж широко хочу зайти на тему, чтобы потом перейти собственно к училищу, которое вы возглавляете. К. Кулаков ― Сейчас в рамках реорганизации вооруженных сил, и формирования (неразборчиво) создаются танковые объединения, в частности первая танковая армия, воссозданная. Реорганизуются, воссоздаются танковые дивизии, бронетанковые войска, на этапе такого активного формирования и выхода, я так думаю. Надеюсь, мы те рубежи, которые были в недавнем прошлом, даже при Советском Союзе, когда у нас основная ударная сила – это были танковые объединения, соединения. Сейчас наверное руководство страны и вооруженных сил, тоже наверное на этом пути решения, и танковые войска воссоздаются, в частности первая танковая армия тому пример. А. Ермолин ― А я вот корректно говорю танковые войска, или все-таки это вот… Это часть сухопутных войск? К. Кулаков ― Это да, одна из составляющих частей сухопутных войск, но корректно будет уже называть танковые войска, поскольку от объединения и выше, это от армии, уже можно называть танковые войска. А. Ермолин ― А вот бригада собственно формируется по принципу, если там меньше танков, то это мотопехотная, да? Бригада. А если танков определенное количество больше, да? То соответственно это уже танковая бригада называется, да? То есть, все равно ударная сила – пехота, да? К. Кулаков ― Ну конечно, да. Тот род или вид войск, который основу составляет, от этого и идет наименование либо танковое, либо мотострелковое. А. Ермолин ― А скажите пожалуйста, вот а что из себя представляет Казанское высшее танковое командное училище сегодня? К. Кулаков ― История училища ведет свою летопись от 1 сентября 1866 года, еще когда по указу Александра II в Казани было организовано юнкерское пехотное училище, впоследствии оно приказом революционного военного совета было реорганизовано в казанские, пехотные мусульманские курсы, и в дальнейшем своем развитии вышло к 40-му году, и в 41-м году стало официально наименоваться Казанское танковое училище, и по сей день ведет свою историю как Казанское танковое училище. Сегодня оно единственное в нашей стране училище, которое готовит офицеров-танкистов, поэтому мы этим очень гордимся, что оно у нас единственное. И у училища большие перспективы в развитии вооруженных сил. А. Ермолин ― Интересное название было, пехотные мусульманские курсы. Это до войны сохранялось, да? Это название. К. Кулаков ― В предвоенный период – нет, оно 6 раз меняло название, и были и пулеметные курсы, и мусульманские курсы, кавалеристские даже. А вот к 40-му, и с 39-го по 40-й год чисто пехотное было, и в 41-м году, накануне начала Великой Отечественной войны, перешло на подготовку именно специалистов для танковых войск, и стало наименоваться Казанское танковое училище. А. Ермолин ― А как сейчас… Ну, так ассоциативно мысль уходит, вот соотношение ваших курсантов по концессиям. Все-таки из Казани много учится слушателей, курсантов, и какая часть из них скажем, до сих пор остаются мусульманами, если говорить про название. К. Кулаков ― Да нет, сейчас так однозначно сказать нельзя, сейчас ребята учатся со всех регионов нашей страны, поэтому тут приоритет кому-то отдать довольно-таки сложно в принципе. Равномерно наверное сейчас, нельзя приоритет отдать, что именно по региональному принципу как-то распределяются абитуриенты и учащиеся в ВУЗе. В принципе, со всех регионов наверное, в процентном отношении наверное одинаково. Конечно, при поступлении абитуриентов больше конечно с близлежащих территорий. Это и Татарстан, и Ульяновская область, и Самарская область, и Чувашская республика, Марий Эл, то есть вот абитуриентов. Ну поступают, вот если уже по окончательному набору если судить, то приоритет трудно кому-либо отдать, из каких-либо регионов. А. Ермолин ― А скажите пожалуйста, а вот с точки зрения ну такого, скажем социального, психологического портрета, вот что ребята-курсанты из себя… Абитуриенты представляют, потому что я вот… Ну, к счастью знаю многих танкистов, и… Ну, правда вы первый, который в третьем классе пришел в военкомат, но я знаю людей, которые были в этой студии. Генералы, руководители, которые ну просто влюблены в танк. Вот именно в танк, в танковые войска, то есть вот там… Я уж не буду говорить, там какие эпитеты звучали, когда мы выходили за пределы этой студии, но такое ощущение, что это… Что они любят танк больше, чем женщин иногда. Вот что это за любовь? И собственно, вот сохраняют ли ее современные ребята, которые приходят? Есть ли у них такая же страсть, как у вас? К. Кулаков ― Ну, как и любой настоящий мужчина, который любит технику, автомобили дорогие. А мы любим по своему, конечно же. Танк – это воплощение всего, и мощь, и скорость, и броня, и огонь. Поэтому любой я думаю мужчина, наверное первый раз увидев, почувствовав что это такое, наверное он тоже будет влюблен на всю жизнь в эту технику, поэтому такое есть. Будем так говорить, профессиональная болезнь, любовь в танке. А. Ермолин ― А когда это начинается, когда видишь? Ну, я тоже был курсантом я пограничное училище заканчивал, на меня вот несгладимое впечатление произвели там боевые машины пехоты, когда первый раз по болотам вот на них начинаешь там действовать. Вот в качестве члена десанта, да? На броне. А вот когда ваши курсанты вот реально уже могут управлять этой машиной? К. Кулаков ― На первом курсе, уже на втором месяце обучения, уже курсанты практически осваивают и навыки вождения боевых машин, и практическое выполнение стрельб из вооружения танка. Прямо практически с первых месяцев обучения, уже идут практически… А. Ермолин ― Еще не получив права на автомобиль, да? Уже начинают получать права на управление танком. К. Кулаков ― Водительское удостоверение получают гораздо позже, после 3-го курса, а уже осваивать боевые машины начинают практически с первых месяцев обучения. А. Ермолин ― А кстати, какие права на танк нужны? Ну, в кавычках права. К. Кулаков ― Удостоверение на право управления, удостоверение механика-водителя. А. Ермолин ― Механика-водителя, да? К. Кулаков ― Да, да. При определенном практическом стаже вождения, часов и километража, это 250 километров надо пройти практического вождения. После этого сдаются квалификационные экзамены, и вручается удостоверение классного специалиста, и удостоверение механика-водителя 3-го класса. А. Ермолин ― А 250 километров – это за 5 лет? К. Кулаков ― За 4. А. Ермолин ― А, за 4, да? У вас бакалавриат, да? К. Кулаков ― Да. А. Ермолин ― Это много, или мало? К. Кулаков ― Достаточно для того, чтобы в совершенстве управлять и владеть этой техникой. Достаточно. А. Ермолин ― Ну тут есть какая-то специфика, да? Потому, что 250, в общем-то для обычного водителя не очень много, да? То есть, пока не сядешь, и не поедешь, навыки все-таки не приходят. А у вас-то ехать некуда? К. Кулаков ― Ну, здесь же заложено не только то, что… Основа, сколько проехать километров. А основа в том, что освоить преодоление препятствий, естественных, искусственных препятствий. То есть, научиться навыкам преодоления. А просто пройти по прямому отрезку 250 километров, конечно не большой участок. Но основа здесь заложена на в прямолинейном движении, а именно в преодолении естественных, искусственных препятствий, в умении действовать, маневрировать на поле боя. Вот это все суммируется в общую составляющую по километражу, и… А. Ермолин ― Ну, я правильно понимаю, что у вас есть какая-то программа, да? И в этой программе есть конкретные препятствия, которые должен уметь преодолевать. К. Кулаков ― Конечно, да. В программе подготовки курсантов заложена отработка упражнений в вождении боевых машин, которые предусматривают поэтапно освоение и преодоление по сложности всех этих элементов, искусственных и естественных препятствий. А. Ермолин ― А вот когда мы смотрим вот эти соревнования по тому же танковому биатлону, вот это какой уровень мастерства? Вот это вот что за люди за рычагами сидят? К. Кулаков ― Ну как правило, это уже мастера своего дела, и они имеют классную квалификацию, либо 1 класс, либо мастер, это уже высший уровень квалификации у танкиста. А. Ермолин ― А как вы оцениваете там вот третий уровень, второй, первый, мастер. Вот в чем уровни профессионализма различаются? К. Кулаков ― Здесь заложен целый комплекс требований по классным квалификациям. Соответственно, самая низшая классная квалификация – это третья, затем вторая, первая, и мастер. Все зависит от стажа практического, то есть не так, чтобы можно сразу минуя промежуточный класс там второй или первый, получить мастера. Каждое присвоение классной квалификации предусматривает под собой – это определенный период времени, то есть не раньше чем 2 или 3 года от каждой квалификации. В течение которого, этого времени военнослужащий должен не только мастерски водить, но еще должен обладать знаниями и по тактической подготовке, и по… Должен сдать нормативы по физической подготовке… Там целый комплекс требований, которые подразумевают присвоение классной квалификации. Поэтому те ребята, которые уже выходят на такие серьезные соревнования всероссийские, или международные по танковому биатлону, это как правило ребята уже с первым классом, или мастера. А. Ермолин ― А это чаще контрактники, или офицеры? Вот тут такой вопрос с подводными камнями, вот (неразборчиво). К. Кулаков ― Ну даже на нашем примере… На примере нашего училища скажу, у нас в этом году участвовали курсанты в танковом биатлоне. А. Ермолин ― И как? К. Кулаков ― Основной костяк конечно сборной составляет – это военнослужащие по контракту, но мы в рамках вот всероссийских соревнований выступали полностью с экипажами курсантов, и на международный этап даже был отобран наш один экипаж, из числа курсантов. А. Ермолин ― Получилось у них? Как они справились с этим? К. Кулаков ― Ну, их в основной состав не включили, они были в резерве основного состава на международных играх. Ну я думаю, на следующий год мы уже будем у нас составлять костяк сборной России. А. Ермолин ― То есть, попробовали. А вот ну в принципе, вот когда молодые лейтенанты заканчивают и приходят в войска, ну они как-то стараются поддерживать практику вот собственного управления танком, или есть механики, водители, которые тебе подчиняются, да? Командирское место все-таки не за рычагами. К. Кулаков ― Безусловно, командир выполняет все упражнения и вождения, стрельб так же, как и его подчиненные. И по принципу делай как я. То есть, выполняет первым командир, затем уже его подчиненные. То есть, практика там серьезная. То есть, лейтенантам скучать не дают. А. Ермолин ― То есть в экипаже, принцип взаимозаменяемости… К. Кулаков ― Абсолютная взаимозаменяемость и членов экипажей. То есть, сейчас в свете новых требований, предъявляемых военнослужащим, сейчас каждый член экипажа должен быть готов заменить любого. То ли механик наводчика должен заменить, то ли наоборот, или командиром любой может быть. То есть… А. Ермолин ― Мы сейчас заговорили про экипаж, и в общем-то ведь если вспомнить тоже вот советское кино, ведь есть замечательные фильмы именно про экипаж. У вас какие любимые фильмы из этой серии, где вот собственно дух передается самым лучшим образом? Вот именно дух того коллектива? Потому, что сейчас много фильмов про войну, но вот мне как-то они не кажется настоящими. К. Кулаков ― Ну, однозначно на этот вопрос тоже ответить тяжело. Довольно-таки много очень фильмов патриотической направленности, и даже в частности если говорим о танкистах… Ну, наверное самый такой яркий фильм – это сериал «Битва за Москву». Наверное больше там вот показано героических событий, где танкисты сыграли наверное главную, или коренную роль в развитии событий под Москвой. Вот в этом фильме там четко видно, как слаженно работает экипаж, как он зависит каждый член экипажа друг от друга. Я думаю, наверное вот один из… Ну там сериал целый этих… Эпопея этих фильмов, да, «Битва за Москву», поэтому… А. Ермолин ― Кирилл Денисович, а вот даже в этой студии неоднократно разгорались споры о том, что в принципе танки, как… Ну, как разновидность вооружения, утрачивают свою роль, что сейчас там мобильные воины, что танки тяжелые, и не перебрасываются. Вот вы как-то в этих дискуссиях принимаете участие? Вот ваше отношение, утрачивают танки свое значение в современном бою? К. Кулаков ― Нет, практика показывает, что танк был, есть и остается, и я надеюсь, наверное останется очень актуальным огневым средством, средством главным на поле боя. Поскольку обладая высокими динамическими качествами, и скоростными, и огневыми качествами, и бронезащитой. Я думаю, в ближайшее время его актуальность наверное будет ни с каким другим боевым средством, которое действует именно в сухопутных операциях, несравнимо ни с чем, наверное. А. Ермолин ― Я помню, мы жарко спорили с генерал-лейтенантом Скоковым в этой студии, и обсуждали собственно потери в первую Чеченскую… И он так сказал: «Да надо просто уметь пользоваться танком в городских условиях». К. Кулаков ― Совершенно верно, да. А. Ермолин ― А по каким дисциплинам вы учите ваших курсантов? А вообще, вот вы же не только курсантов учите, да? Вот какие категории у вас учатся? К. Кулаков ― У нас обучается широкий спектр. Ну, в первую очередь конечно это курсанты, которые обучаются по программе высшего образования. Так же мы готовим младших специалистов, это военнослужащих срочной службы по трем специальностям: командир, наводчик и механик-водитель. Осуществляем переподготовку военнослужащих по контракту, по военно-учетной специальности тоже на командиров танковых экипажей, на наводчиков, на механиков-водителей, так же проводим подготовку военнослужащих по контракту имеющих высшее образование, прослуживших не менее 5 лет, обучаем их по программам подготовки, и с последующим присвоением первого офицерского звания лейтенант, такую категорию обучаем. Так же переподготовку осуществляем офицеров по гражданским дисциплинам, то есть спектр у нас, наших обучаемых довольно-таки большой. А. Ермолин ― А вот категория переподготовки контрактников, вот как долго это длится, и вообще что это за ребята приходят, вот интересно. То есть, это взрослые люди, которые собственно отслужили, пошли на гражданку… Вот что их ведет обратно в вооруженные силы? Как вы на них смотрите, как оцениваете, и чему учите? К. Кулаков ― В последние годы очень высокий престиж службы в армии, в нашей стране, и поэтому очень многие сейчас желают в армии послужить. А контингент, который приходит, я уже повторяюсь, это военнослужащие, которые отслужили по контракту не менее 5 лет, и уже имеющие высшее образование. А. Ермолин ― Это вы про высшее образование говорите, а если вот контрактники приходят… Ну, вот просто служил человек (неразборчиво). К. Кулаков ― А которые служат по другим критериям, значит они проходят подготовку по военно-учетной специальности. Это трехмесячные курсы подготовки, где они осваивают специальность именно для танковых подразделений. А. Ермолин ― Ну, то есть та же самая программа, да? Что и для тех, кого вы берете вот… К. Кулаков ― Практически одинаковая программа, как и для военнослужащих срочной службы но за исключением курса общевоенной подготовки. Поскольку им уже не надо это проходить, они занимаются чисто уже только по специальности, 3 месяца занимаются. А. Ермолин ― А есть ли у вас какой-то вот особый фокус на подготовку сержантов? Ну, вот было, и до сих пор по-моему проходит такой большой эксперимент, на базе Рязанского училища воздушно-десантных войск. Ну, они вроде бы даже не только с десантниками занимаются, а это как бы такая школа подготовки сержантов-профессионалов для всех видов и родов войск. Или сейчас что-то меняется? У вас тоже есть какие-то свои виды на подготовку именно сержантов? К. Кулаков ― Воинское звание сержант, оно предусматривает штатом занимаемую должность, во-первых, должна предусматривать. У нас командир танка – это младший командный состав сержантский, и военнослужащие, обучающиеся по специальности командир танка, которые осваивают свою специальность на отлично, по всем показателям. По военным дисциплинам, по физической подготовленности своей, по общему уровню образования. Если у них все эти критерии складываются в отличную оценку, вот такая категория военнослужащих представляется к присвоению первичного звания сержанта, младший сержант, и уже в войска они идут младшими сержантами. Те, кто в такие критерии не укладываются, по прибытию в воинские части, при сдаче контрольных и итоговых проверок, если они выходят на более высокий уровень, то им в соответствии тоже с занимаемой должностью, присваиваются воинские звания сержант. Но сейчас приоритет отдается военнослужащим контрактной службы. То есть, у нас задача министром поставлена, чтобы все первичные должности сержантов занимали военнослужащие по контракту. И вот у них, между ними идет сейчас будем так говорить, даже конкурентная борьба. А. Ермолин ― Мы тут прервемся Кирилл Денисович, потому что время подошло к небольшому перерыву, и мы вернемся в эфир через несколько минут. НОВОСТИ. А. Ермолин ― Мы продолжаем заседание «Военного совета», ведущий в студии Анатолий Ермолин, наш гость сегодня Кирилл Денисович Кулаков, начальник Казанского высшего танкового командного училища, генерал-майор. Как вы уже поняли из первой части нашей программы, или даже из названия те, кто только к нам подключился. Мы говорим о подготовке современных танкистов. Кирилл Денисович, вот мы остановились на подготовке младших специалистов. Младшего командного состава, и специалистов для танковых войск. Расскажите чуть подробнее, вот что вы предлагаете тем вчерашним мальчикам, которые закончили только-только школу. И сколько у вас кстати таких, кто к вам сейчас поступил, в этом году? К. Кулаков ― Поступило к нам 120 человек, курсантов. Хотя набор был довольно-таки большой, и конкурс большой был, 6,5 человек на место было. А. Ермолин ― Немного, чуть больше роты. И, тем более что вы… Ну я имею в виду, учебной роты. Тем более что вы всю страну обеспечиваете сейчас кадрами. К. Кулаков ― Да. Ну на следующий год, у нас уже есть задание увеличить набор, мы его будем увеличивать. В этом году мы 120 ребят набрали. В целом, конкурсный список составлял 6,5 человек на место. А. Ермолин ― 6,5 человек на место? К. Кулаков ― 6,5 человек, да. А. Ермолин ― Это как в МГИМО, наверное. А расскажите, вот что этих ребят ждет? Вот как они будут учиться прежде всего, по каким специальностям? Какие дипломы получат, какие программы? К. Кулаков ― Диплом получают общегосударственного образца, первый и второй курс идет усвоение и общегражданских дисциплин, и военных дисциплин. Третий, четвертый курс уже больше ориентирован чисто на военные дисциплины. А. Ермолин ― А гражданского образца, вот какого профиля? Это инженерный профиль, или командный? К. Кулаков ― Командный профиль. А. Ермолин ― А инженерной подготовки у вас такой вот… К. Кулаков ― Почему, есть. А. Ермолин ― Ну нет, я имею в виду, чтобы вот давали именно дипломы. К. Кулаков ― Дипломы инженера выдают наши коллеги, это Омский танковый институт инженерный. А. Ермолин ― То есть, все-таки есть определенная альтернатива, да? Вот именно если про танкистов инженерного профиля говорить, да? К. Кулаков ― Конечно, инженеры готовятся, и успешно готовятся. В Омском училище тоже очень хорошее учебное заведение выпускает высококлассных специалистов, именно инженеров. Мы командиров, а Омск – инженеров. А. Ермолин ― Все, вот теперь я понял. Хорошо, что мы как-то так вот вышли на этот вопрос, а то у меня уже было ощущение, что вообще единственные, кто для танковых войск кадры готовит. Хорошо, вот как кстати… Конкурс очень большой, серьезно очень большой. А ребята не комплексуют, что их диплом не будет как-то там котироваться на гражданке, если что. К. Кулаков ― Никаких вопросов не возникало, никогда ни у кого я думаю, не возникнет, поскольку это же общегражданского образца диплом. Диплом, перечень всех дисциплин, которые проходят и те же студенты в гражданских ВУЗах, поэтому… А. Ермолин ― Или они приравниваются… Ну я не знаю там, вот (неразборчиво), кадровые работники, то есть вот… Какое гражданское преломление у них бывает? К. Кулаков ― Управление персоналом. А. Ермолин ― А, управление персоналом? Все, я понял. Да, действительно востребованная специальность на рынках труда. А в каких условиях сейчас живут ваши курсанты? Вот что из себя сейчас представляет казарма, если ее можно назвать казармой? К. Кулаков ― Да, если можно. Конечно в том понимании, что было раньше и что сейчас, конечно разительная разница, поскольку казармой сейчас ее не называют казармой, сейчас называется это или курсантское, или солдатское общежитие. Они оборудованы и кубриками для проживания на 5-6 человек, и оборудованы бытовыми уже совершенно условиями, отличными от прошлых лет, это и полностью обеспеченные в вопросах банно-прачечного обслуживания, обеспечены машинками автоматическими для стирки личных вещей, там обмундирования, душевыми кабинами, комнаты досуга, с чайными комнатами оборудованы. То есть, практически элитное общежитие между гостиничным типом, и общежитием, вот если можно грань такую провести. А. Ермолин ― Правильно это? С точки зрения формирования характера человека, который в общем (неразборчиво). К. Кулаков ― Ну я думаю, что правильно. В том плане, что культура, повышает ее уровень сознание человека, то есть создать человеку условие достойные для него, и соответственно человек будет достоин этих условий. Поэтому я так думаю, что друг для друга взаимосвязаны эти два понятия, и поэтому чем лучше условия, тем более воспитанней, культурней выходят наши воспитанники. А. Ермолин ― А что сейчас осталось вот от того времени? Наверное что кухни нет, да, практически. Уже (неразборчиво) аутсорсинг у вас. К. Кулаков ― Нет. А. Ермолин ― Полы-то хоть моют? Или тоже аутсорсинг? К. Кулаков ― Нет, казарменные помещения военнослужащие сами осуществляют уборку, то есть в этом плане… А. Ермолин ― И дневальные остались. К. Кулаков ― Дневальные однозначно. А. Ермолин ― Слава Богу, что самообслуживанием занимаются наши курсанты. А физическая подготовка, вот какие у вас есть условия для того, чтобы ребята нормально себя чувствовали. Есть ли возможности там для кого-то, заниматься ну я не знаю, там в каких-то секциях. Более спортивные залы, тренажерные залы? К. Кулаков ― База очень разнообразная, богатая, спортивная база. В училище у нас есть открытый спортивный городок на сразу полторы тысячи военнослужащих, которые могут одновременно заниматься на гимнастических многопролетных снарядах. Есть спортивный комплекс, который включает в себя и гимнастический зал, зал борьбы, зал бокса, основной зал большой, спортивный. Залы по видам спорта, есть залы тяжелой атлетики большой, сейчас отстроен плавательный бассейн с комплексом легкой водолазной подготовки. То есть занятие спортом – это сейчас наверное один из таких, приоритетных дисциплин в училище, и я скажу даже, нынешний выпуск лейтенантов, которые в войска вошли, 90% выпускников имели первые взрослые разряды по различным, по военно-прикладным вилам спорта, и по видам спорта. Кандидаты мастера, и мастера спорта. 90% от выпуска. А. Ермолин ― Ну здорово, и мастерам-то это в 2 раза денежное содержание повышает? К. Кулаков ― Да, те кто высший уровень физической подготовки имеет, те получают солидную надбавку в денежном содержании. А. Ермолин ― Умножаем на 2, насколько (неразборчиво). К. Кулаков ― Ну не на два, но около этого. А. Ермолин ― Ну вот тут кстати тоже такой вопрос… К. Кулаков ― Все зависит от денежного оклада самого военнослужащего, идет процентная надбавка. А. Ермолин ― Ну, с одной стороны это правильно, и безусловно это правильно. Но с другой стороны немножко обидно потому, что есть люди, которым природа подарила вот такую особенность их организма, что им легко выполнять там первый разряд, КМС, или там мастера спорта. Мастера спорта никому конечно легко не бывает. Но есть ребята, которые хотели бы, но вот в силу каких-то таких своих особенностей, ничего у них не получится. К. Кулаков ― Ну есть, к чему стремиться. А. Ермолин ― Ну есть, к чему стремиться. А кстати, вот с точки зрения физической подготовки, вот какая специфика подготовки вот именно офицеров-танкистов? Вот чему вы предаете большее внимание, большее значение? К. Кулаков ― Больше конечно силовой нагрузки, и выносливости. Приоритет вот отдается при организации занятий по физической подготовке, силовая нагрузка и выносливость. Поскольку такие качества необходимы для танкистов, поскольку есть тяжелые физические нагрузки, нагрузки по пребыванию в закрытом пространстве бронетехники, то есть они требуют от военнослужащего таких, серьезных физических качеств. А. Ермолин ― И психологических наверное, да? К. Кулаков ― Безусловно, безусловно. Ну, человек физически развит, он как правило и духовно закаляется, поэтому… А. Ермолин ― А трудно, вот физически это большой труд, обслуживать танк? Ну в общем-то в условиях военных действий, там я вот Афганистан вспоминаю, там не важно, ты офицер, лейтенант, майор там, сержант там, это… Все будем окапывать бронетранспортеры, там танки и так далее. Вот насколько тяжелые эти физические… К. Кулаков ― Скажу кратко, как и в танковых войсках это уже крылатая фраза: броня не любит слабых мышц. А. Ермолин ― Да, это хорошая фраза, надо ее запомнить. Вот вы упомянули, что у вас есть бассейн, где есть специальный комплекс для прохождения водолазной подготовки. Расскажите зачем, и вот какие компетенции, в каких ситуациях нужны… Компетенции водолаза я имею в виду, нужны современным танкистам? К. Кулаков ― Ну специальность водолаза мы не осваиваем, мы этот комплекс используем для того, чтобы подготовить специалистов для танковых подразделений, это преодоление водных преград. Поскольку при преодолении водных преград используются индивидуальные дыхательные аппараты, практически так же, как и у подводников, конструктивно примерно они похожи между собой. И чтобы человек получил практику, умел пользоваться данным дыхательным аппаратом, используется вот комплекс легкой водолазной подготовки, где они тренируются в пребывании в подводном положении, находясь в этих дыхательных аппаратах. Покидая затопленную машину, то есть стоит макет танка в специальном гидро-тренажере происходит затопление, где военнослужащие используют эти дыхательные аппараты перед затоплением, затапливают машину, и тренируются в эвакуации, уже из затопленных машин, то есть, если в случае экстренных ситуаций. Поэтому, этот комплекс и используется для подготовки, и на привитие навыков курсантам вот в этих вопросах, а чисто… А. Ермолин ― Ну, это точно очень большая психологическая нагрузка. К. Кулаков ― Да, а как специалисты-водолазы, у нас такой направленности нет. А. Ермолин ― Ну да, просто это как бы преломление такое. К. Кулаков ― Ну, одна из составляющих подготовки, да, водолазной такой. А. Ермолин ― А вот когда танк затопленный, и из него надо выйти, там большая глубина? К. Кулаков ― По своим техническим характеристикам танк может преодолевать до 5 метров водные преграды. Вот, до 5 метров составляет глубина. А. Ермолин ― Я просто почему спрашиваю, потому, что когда-то проходил подготовку боевого пловца, и хорошо знаю, что если кандидат в боевые пловцы не проходит торпедный аппарат в сухую, его никогда не пустят в мокрый аппарат потому, что это психически очень такая, огромная нагрузка. А тут еще ты на глубине, ты еще в танке, тебе надо чего-то открывать. У вас (неразборчиво) большой? Там по размеру. Ну, он меньше, чем у водолазов, да? К. Кулаков ― Да нет, я бы сказал по габаритным размерам наверное идентичный. А. Ермолин ― А, тоже большой, да? К. Кулаков ― За исключением разницы между подводным аппаратом, и нашими аппаратами, это воздушный мешок, который помогает потом при всплытии, при эвакуации из затопленной машины он помогает всплыть. Ну, он же и существует, как и камера для охлаждения воздуха, которая поступает из регенеративного патрона. А. Ермолин ― То есть, у вас тоже закрытого типа. Ну я больше не буду (неразборчиво) конструктивные особенности аппарата. К. Кулаков ― Закрытый аппарат, да. А. Ермолин ― Давайте поговорим про те тренажеры, которые у вас есть. Вот и собственно известно, что в вооруженных силах огромное значение сейчас придается. Вот ну, это сильная экономия, в том числе боеприпасов. Вот расскажите, какая техника, какая учебно-материальная база у вас есть в училище? К. Кулаков ― Тренажерная база достаточно широкая, основу конечно составляют, это макеты боевых машин, так же есть эти электронные тренажеры, это и средства связи, автомобилей, электронные есть комплексы для тренировки стрельбе, из всех типов стрелкового оружия. Основу конечно составляют, это электронные тренажеры. Это танки, БНП, которые широко используются в учебном процессе курсантами, особенно на первоначальном этапе их подготовки. Чтобы потом уже имею какой-то багаж практических навыков, курсант не терялся при эксплуатации уже настоящей боевой машины. Вот он очень широко используется, у нас целый лабораторный комплекс есть тренажерный. Где все тренажеры всех боевых машин, стрелкового оружия, автомобилей, все есть. А. Ермолин ― А эффект присутствия большой? Это реальная обстановка, вот как в танке, да? Или это вот какой-то учебный компьютер, там (неразборчиво). К. Кулаков ― Нет, это не компьютер, нет. Это естественно, это замкнутое бронированное пространство, да, со всеми элементами вооружения, которое имеется на настоящей боевой машине. При отработке упражнений, естественно создается иллюзия и боевой обстановки, и преодоление местности той, по которой осуществляется то или иное упражнение. То есть, они все динамические, будем так говорить. Они не статические тренажеры, он помимо того, что он электронный, он еще и динамический. То есть, он имитирует и движение, и стрельбу машины. А. Ермолин ― А чего видно? К. Кулаков ― Реальное поле. А. Ермолин ― Вот и как вообще сейчас (неразборчиво). К. Кулаков ― Реальное поле, реальную мишенную обстановку видит, если это упражнение учебных стрельб. Есть в программе, заложены и такие ситуационные моменты, как реальная боевая обстановка, то есть на поле боя с реальными макетами боевых машин, где курсанты осуществляют тренировку в поражении целей, в получении практических навыков при управлении своими подразделениями в бою. А. Ермолин ― А как команда, они могут отрабатывать взаимодействие? То есть, это… К. Кулаков ― Безусловно. А. Ермолин ― То есть, это не индивидуальный (неразборчиво)? К. Кулаков ― Для этого у нас отдельные есть электронные тоже классы, это класс управления боем, с макетом местности, с элементами тоже и боевых машин, где курсанты учатся уже непосредственно в управлении своими подразделениями, в принятии решений по складывающейся обстановке. Это уже немножко другой элемент, вот именно где учатся управлять уже подразделениями. А. Ермолин ― Ну, это уже такая тактическая подготовка, да? К. Кулаков ― Это тактическая подготовка, да. А. Ермолин ― А приживается у вас вот та самая ЕСУТЗ? К. Кулаков ― Безусловно, сейчас да, одно из приоритетных направлений. А. Ермолин ― Тут надо подсказать нашим слушателям, что это такое. К. Кулаков ― Это единая система управления в тактическом звене, это от взвода до армейского будем говорить формирования, вот в этом звене, в управлении курсанты учатся управлять уже на современных средствах связи, с использованием компьютеров, с использованием современных средства связи, управлять своими подразделениями в боевой обстановке. На практических занятиях очень широко мы его используем, и на классных занятиях у нас есть два их. В двух вариантах, на подвижной базе, и стационарная уже в виде класса. А. Ермолин ― А вот какая техника компьютерная есть скажем так, на уровне взвода, роты. Вот с какого уровня офицер может видеть там обстановку на персональном компьютере, леп-топе, и так далее. К. Кулаков ― Ну, тут однозначно на такой вопрос ответить сложно. На всех уровнях управления, начиная от взвода, с до… Включая соединения. А. Ермолин ― В экипаже есть же, да? Раз они включены в эту систему, да? К. Кулаков ― Да. А. Ермолин ― Значит там есть компьютеры, там (неразборчиво). К. Кулаков ― Сейчас даже есть и комплексы, разработанные для пехотинцев. Даже у пехотинцев есть индивидуальный монитор, на котором отображается вся информация поля боя, обстановки, которая складывается в его подразделении, так что… А. Ермолин ― А не забывают старые, добрые топографические карты генштабовские? К. Кулаков ― Нет. А. Ермолин ― Ориентируют… К. Кулаков ― Карта да, сейчас тоже актуальна, и без нее в реальной обстановке тоже не обойтись. Поэтому карта остается еще актуальным документом. Во-первых, это и документ, на котором командир принимает свое решение, по которому потом его оценивают. Целесообразное это решение, или не целесообразное, и потом на топографической карте это все отображается, поэтому документ пока актуальный. А. Ермолин ― Вот даже интересно, современные ребята к вам приходят? Им что легче, нанести обстановку на карте, или все-таки уже на компьютере, да? Используя систему знаков. К. Кулаков ― Конечно. Нет, сейчас конечно широко применяются электронные карты, с применением современных вычислительных средств, конечно гораздо быстрее и оперативнее принимается решение, информация передается из одного тактического звена в другое, и общий обмен информации происходит кончено гораздо быстрее, чем при использовании конечно старых… А. Ермолин ― Ради этого, эта система и внедрялось, да? К. Кулаков ― Старых методов, да. А. Ермолин ― Чтобы сократить время принятия решения. К. Кулаков ― Конечно. Тут безусловно, скорость принятия решения, реакция передачи информации, конечно это не сопоставимо, конечно. А. Ермолин ― Кирилл Яковлевич, а расскажите пожалуйста, вот когда ваши курсанты реально знакомятся с практикой того, что происходит в войсках? Какие есть стажировки, с какого курса, что они там делают? К. Кулаков ― Курсанты получают войсковую практику на втором, на третьем, на четвертом курсе. На втором курсе они работают в качестве командиров экипажей, на третьем курсе в качестве командиров отделений, и на четвертом курсе работают в качестве командиров взводов. На втором курсе, это двухнедельная практика, на третьем курсе двухнедельная, и на четвертом курсе, это они уже в течение месяца получают войсковую практику в управлении подразделениями. А. Ермолин ― Когда же время для них находите? Четвертый курс, уже там и к ГОСам готовятся, и уже заканчивать там. К. Кулаков ― Бюджет программы подготовки рассчитан таким образом, чтобы на практику, и на войсковые стажировки отводилось вот это количество времени, оно заложено в бюджет. Поэтому все рассчитано, никаких там увеличений, или уменьшений программы, мы в рамках того бюджета, который у нас есть, выделен на подготовку курсантов не можем, уйти вправо-влево. Поэтому мы строго руководствуемся этим, и я думаю, это никогда лишним не будет, курсанту получить эту практику именно. А. Ермолин ― Нет, ну это здорово. Три практики, это так и логика понятна практики. А вот… Уже совсем немного времени остается до конца эфира, Кирилл Денисович, расскажите, вот… Ну, вот за последние 10 лет, за последние 9 лет нашего эфира, да? Вот с точки зрения ну, нормального быта скажем, статуса там, денежного обеспечения, вот насколько реально все поменялось? К. Кулаков ― Я скажу, что ситуация серьезным образом изменилась в лучшую сторону, конечно. Вот сейчас категория военнослужащих всех категорий, независимо это или военнослужащий по контракту, или офицер. Конечно чувствуют себя достаточно уверенно и в материальном плане, это и приличная зарплата, это широкий социальный пакет гарантий, это и обеспечение жильем, это медицинское обеспечение, санаторно-курортное. В общем я скажу, что военнослужащий сейчас себя чувствует достаточно уверенней, чем как вы говорите, десяток лет назад. Конечно, это очень сказывается и на качестве службы, когда человек не чувствует проблем, что у него в семье возникают какие-то социальные, там или бытовые проблемы. Конечно, он больше отдается вопросам службы целиком и полностью. Когда его никакие проблемы не беспокоят, когда он чувствует, что его семья защищена и в социальном плане. Конечно, это очень здорово сказывается на результатах службы, и человек чувствует себя очень уверенно. А. Ермолин ― Я как раз, вот у нас остается меньше минуты, буквально тут 40 секунд. Не могу не предоставить вам слово Кирилл Денисович, чтобы вы накануне праздника обратились к своим боевым товарищам. К. Кулаков ― Спасибо. Я бы сегодня, пользуясь таким моментом, хотел бы поздравить сегодня всех военнослужащих всех категорий. И военнослужащих срочной службы, и военнослужащих по контракту, курсантов конечно же в первую очередь своего училища. Всех офицеров, которые имеют, или имели отношение к службе в танковых войсках, поздравить с их профессиональным праздником, пожелать им успеха в службе, крепкого здоровья, успехов, и в заключении скажу: броня крепка, и танки наши быстры. С праздником всех, всего доброго. А. Ермолин ― Спасибо, это был «Военный совет».

Ссылка на источник

admin @ 1:00 дп

Извините, комментарии сейчас закрыты.